ArtStyle Group KOLOBOK.Ru MODA.Ru RusRock.Ru FamilyWeb StarChat.Ru
Легенды Русского Рока - на главную страницу
RusRock.Ru: на главную страницу
Проект студии АртСтайл
 ГлавнаяО группахАккордыMP3CDФорумЧат /     

Наши новости::

В Москве - "бархатная революция"!:: прочитать »

Алмазная дефлорафия гламура:: прочитать »

Гламур и готика воссоединяются:: прочитать »

Японская кошика ночных снайперов:: прочитать »








StarChat :: Новости

[2006-04-14]
Стряхните с БГ глянец!::

Стряхните с БГ глянец!
Концертами в Москве и в Санкт-Петербурге отметила выход своего нового альбома «Беспечный русский бродяга» группа «Аквариум». Вновь дав нам повод для споров и рассуждений.

Эстрадные звезды могут написать 2-3 хита, который принесут им всенародную славу, и потом использовать это завоевание всю жизнь, бесконечно гастролируя и участвуя в многочисленных сборных концертах из серии «Все звезды». Много ли изменений в творческом репертуаре, скажем, Вячеслава Малежика или Юрия Лозы вы наблюдали за последние лет десять? Вот и я о том же. Но ореол популярности, узнаваемые имя и лицо можно эксплуатировать, как показывает практика отечественной эстрады, долго. Тем более если учитывать стойкую моду на ностальгию по «светлому советскому».

У рок-музыкантов посложнее. На заслугах десятилетней давности долго не покатаешься. Рокеры обязаны свое имя постоянно оправдывать – новыми программами, творческим развитием, верностью себе, в конце концов. Борис Гребенщиков, в этом плане, пожалуй, фигура самая показательная. Еще 20 лет назад он был уже признанным рок-гуру. И уже тогда повелось говорить о его персоне о не иначе как с пиететом и с миной почтительности. А ныне даже и возникающая время от времени критика в адрес «Аквариума» звучит не иначе как в виде кокетливого пожуривания.

А между тем уже ребенку понятно, что БГ в последние годы занимается очевидным плагиатом и самоплагиатом, множа гармонические ходы и поэтические образы, практически один в один повторяющие более ранние сочинения мэтра. Словно отбрыкиваясь от этих замечаний, ироничный Борис Борисыч не преминул перейти в контратаку и в одной из песен парировал: «Напомни мне, если я пел об этом раньше, И я спою это снова, Я не знаю ничего другого». И в то же время он постоянно удивляет и себя, и музыкальную общественность – неожиданными решениями в аранжировках, эклектикой стилей, сменой имиджа, наконец.

Однако сегодня, вместо пафосных слов в адрес неординарно мыслящего музыканта, каким Гребенщиков, бесспорно, является, мы редко встречаем вдумчивый и интересный анализ его новых работ. И в то же время, критикуя БГ, никому не придет в голову делать это в таких, например, выражениях: «Нет, это еще не клинический случай артистического самодовольства, ибо при всем своем нарциссизме (путь вас не смущают признания БГ в собственном вырожденчестве и кретинизме – он ценит себя безумно) он совершенно не знает, что и как ему делать…» (Цитата из книги А.Житинского «Путешествие рок-дилетанта»). И дело даже не в том, что приведенные слова относились к Гребенщикову молодому. Просто во многих умах сегодня «глянцевый БГ», смотрящий с обложек журналов и плакатов) заслонил собой Бориса Гребенщикова реального. Со всеми его достижениями и – увы – промахами. Ведь как молодому журналисту гораздо проще и «безопаснее» пропеть именитому рок-герою осанну, чем анализировать и констатировать очевидное, так и слушателю, тем более юному, проще поверить статье, чем формировать собственное суждение.

Кстати, у Гребенщикова с молодежью вообще не так все хорошо. Не понимает она его (хотя надо ли?). При всей своей способности меняться, развиваться и экспериментировать БГ остается все-таки музыкантом поколения. У нынешних тинейджеров, лелеющих «своих» героев, имя Бориса Гребенщикова ассоциируется первым делом, пожалуй, с его причудливой бородкой да песней «Город золотой», написанной, кстати, вовсе не им. Одна из причин такая: молодое поколение все меньше мыслит аллегорически. Ему не до словесной эквилибристики, которой всегда славился рулевой «Аквариума». В самом деле, а вот о чем песня про китайца, который «был мастером подземного пения»? Хорошим тоном в определенных кругах всегда считалось с видом посвященного уклончиво отвечать в таких случаях: «О! Ну это…», хотя когда-то давно сам БГ в одной из песен ерничал на эту тему, приговаривая: «И друзья меня спросят «О чем эта песня?», я отвечу загадочно: «Ах, если б я знал это сам».

А сумбурных образов у БГ, как мы знаем, хватает. И если песни «С утра шел снег» или, например, «Капитан Африка» в своем хаосе образов ярко рисовали определенное состояние и даже выстаивали целую мифологию, то нагромождение образов в последних альбомах «Аквариума» все больше напоминают неудачно собранный пазл. Но ореол «глянцевого БГ», довлеющий над нашим сознанием, не позволяет честно сказать: «А король-то голый!» Про опасность «хрестоматийного глянца» предупреждал, как мы помним, еще Маяковский, и по всему чувствуется, что и Борису Гребенщикову очень не хочется превратиться в памятник самому себе. Он ведь мало того, что умный и безусловно талантливый, но еще и ироничный. И самоирония ему, конечно же, свойственна.

«Мы до сих пор поем, но я не уверен, хотим ли мы что-то сказать», - пел он еще 20 лет назад. И то же с уверенностью может сказать и теперь. Впрочем, как заметил он во время недавней пресс-конференции, предваряющий выход альбома «Беспечный русский бродяга», «дорога от уха к сердцу минует интеллект».

Читатель справедливо спросит: так почему же вы, критикуя Гребенщикова, тем не менее с упоением кидаетесь обсуждать каждую новую работу «Аквариума»? Ответим: да потому что выбирать-то особо не приходится. Музыкальных релизов, о которых хотелось бы порассуждать, поспорить, сегодня в нашей музыке не так много. А каждый альбом «Аквариума», вне зависимости от того, нравится он или нет, дает по крайней мере пищу для размышлений. Исключением не стал и «Беспечный русский бродяга», который мы прослушали с интересом, удивляясь, как от жесткого электронного транса (!) «Аквариум» переходит к стилизованным ирландским плясовым, от неясного шелеста колокольчиков под названием «Многоточие» к привычным ритм-энд-блюз и балладам с сочными струнными и духовыми. И чем дальше мы слушали альбом, тем очевиднее становилось следующее: БГ сегодня интересен главным образом не потому, что он «гуру русского рока» из музыкальной энциклопедии, а тем, что он реально действующий музыкант, постоянно ищущий новые краски, экспериментирующий, не оставшийся в прошлом, а довольно чутко ощущающий себя в настоящих реалиях. Живой человек, а не застывшая пафосная маска.









   © 2001-02, ArtStyle Group
О группах ·  Аккорды ·  MP3 ·  CD ·  Форум ·  Чат ·  Рекламодателям
  Создание и поддержка:
  компания «ArtStyle Group»
Rambler's Top100 Музыка Осознанного Сознания All of MP3 Развлекательно-информационный портал